Положение о «Школе родственного ухода» в областном бюджетном учреждении социального обслуживания «Льговский межрайонный комплексный центр социального обслуживания населения Курской области»
Утверждено приказом директора
ОБУСО «Льговский МКЦСОН»
№ 84-ОД от 30.03. 2021 г.
Положение о «Школе родственного ухода»
в областном бюджетном учреждении социального обслуживания «Льговский межрайонный комплексный центр социального обслуживания населения Курской области»
I. Общие положения.
1.1. Настоящее положение определяет порядок и регулирует деятельность созданной в областном бюджетном учреждении социального обслуживания «Льговский межрайонный комплексный центр социального обслуживания населения Курской области» (далее – Центр) Школы родственного ухода (далее – «Школа ухода»).
1.2. «Школа ухода» организуется с целью сохранения, укрепления здоровья, поддержания эмоционально - психологического состояния граждан пожилого возраста, инвалидов и повышения качества ухода за пожилыми гражданами, инвалидами в домашних условиях.
1.3. «Школа ухода» не является самостоятельным структурным подразделением Центра и входит в состав отделения организации и предоставления социальной помощи и (или) социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
1.4. В своей деятельности «Школа ухода» руководствуется, положением о структурном подразделении, в состав которого входит, и настоящим положением.
1.5. «Школа ухода» создается и ликвидируется приказом директора Центра.
1.6. Услуги по обучению навыкам общего ухода за пожилыми гражданами инвалидами в «Школе ухода» предоставляются родственникам лиц с ограниченными возможностями здоровья, социальным работникам и другим лицам, осуществляющим уход за инвалидами и гражданами пожилого возраста на дому (далее – лица, осуществляющие уход).
1.7. Обучение навыкам общего ухода в «Школе ухода» осуществляется по личному заявлению на безвозмездной основе (бесплатно).
1.8. «Школа ухода» обеспечивается методическими материалами и наглядными пособиями, способствующими достижению целей.
1.9. Деятельность «Школы ухода» строится на принципах компетентности, добровольности участия слушателей, учета индивидуальных потребностей слушателей.
II. Цели и задачи.
2.1. Целью работы Школы ухода является:
- получение знаний и приобретение практических навыков по уходу за гражданами с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов;
- достижение оптимально возможного уровня жизни и социальной адаптации инвалида или пожилого человека в привычной для него домашней обстановке в окружении семьи;
- создание благоприятной и психологической атмосферы в семье, обеспечивающей снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно психической напряженности;
- снижение риска возможности развития тяжелых осложнений;
- формирование личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям и мотивации на здоровье, побуждающих к активной жизни в социуме.
2.2. Основными задачами является:
2.2.1. Обучение родственников лиц с ограниченными возможностями здоровья, социальных работников и других лиц, осуществляющих уход за инвалидами и гражданами пожилого возраста на дому:
- методам контроля за изменениями состояния здоровья маломобильного гражданина;
- принципам общего ухода;
- профилактике снижения риска осложнений;
- личной гигиене;
- приемам самообслуживания и самоконтроля;
- правилам питания и кормления;
- профилактике стрессов;
- методам правильного позиционирования.
2.2.2. Обучение инвалидов и граждан пожилого возраста практическим навыкам и методам самопомощи, пользованию техническими средствами реабилитации и вспомогательными средствами;
2.2.3. Консультирование родственников и лиц, осуществляющих уход за гражданами пожилого возраста и людьми с ограниченными возможностями здоровья по вопросам реабилитации;
2.2.4.Организация и проведение лекций, семинарских занятий и консультаций;
2.2.5. Распространение среди населения информационно-методических материалов.
III. Категории граждан, имеющие право на обучение в Школе ухода.
3.1. К категории граждан, имеющим право на обучение относятся:
- родственники граждан пожилого возраста и инвалидов, полностью или частично утративших способность к самообслуживанию и передвижению в связи с преклонным возрастом или болезнью;
- социальные работники отделений социального обслуживания на дому;
- пожилые граждане и инвалиды, нуждающиеся в реабилитации.
IV. Порядок работы Школы ухода.
4.1. Руководство Школой ухода осуществляет заведующий отделением организации и предоставления социальной помощи и (или) социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (далее – заведующий отделением)
Заведующий отделением:
- осуществляет контроль за работой Школы ухода;
- привлекает для проведения занятий специалистов Учреждения, представителей здравоохранения и других организаций, на безвозмездной основе.
4.3. Организация работы возлагается на специалиста по социальной работе.
4.4. Специалист по социальной работе:
- разрабатывает тематические планы занятий;
- формирует группу обучающихся;
- ведет учетно-отчетную документацию.
4.5. Заведующие отделениями социального обслуживания на дому:
- выявляют нуждающихся в Школе ухода;
4.6. Директор Учреждения утверждает план занятий в Школе ухода .
4.7.Обучение в Школе ухода осуществляется на основании личного заявления (Приложение 1) и Анкеты для лиц, осуществляющих уход за тяжелобольными гражданами (Приложение 2).
4.8. Обучение родственников, социальных работников, граждан пожилого возраста и инвалидов проводится посредством проведения лекций, семинаров, консультаций (видеосвязи, онлайн консультации), просмотра видеороликов.
4.9. Школа ухода работает в соответствии с утвержденным планом занятий и режимом работы Учреждения.
4.10.Занятия проводятся группами 3-10 человек, в течении двух дней , по мере комплектования групп. Формы занятий могут быть очными и заочными.
4.11. Непосредственно работу по обучению проводят специалисты отделения организации и предоставления социальной помощи и (или) социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации Учреждения и специалисты различных организаций, обладающие необходимыми знаниями в области ухода за пожилыми людьми и инвалидами.
4.12. Индивидуальные занятия проводятся с родственниками, осуществляющими уход, по выборочным направлениям из тематического плана Школы ухода.
V. Ожидаемые результаты.
5.1 Повышение качества жизни граждан, нуждающихся в уходе, выработка адаптационных механизмов к процессам старения, к проявлениям гериатрических заболеваний и их лечению.
5.2. Снижение потребности тяжелобольных граждан в услугах стационарных учреждений здравоохранения.
5.3. Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы в семье, обеспечение достойного, уважительного отношения к тяжелобольным людям.
5.4. Осуществление родственниками, социальными работниками грамотного социально-адаптационного ухода в привычных для тяжелобольного человека условиях, снижение количества маломобильных людей с осложненными и тяжелыми формами хронических заболеваний.
5.5. Высвобождение времени родственников, за счет оптимизации процесса ухода за маломобильными гражданами.
Приложение 1
Директору ____________________
_______________________________________
_______________________________________
от гр. ________________________
_______________________________________
_______________________________________
(ФИО полностью)
Дата рождения_________________
Паспорт серия______номер______
выдан________________________
Адрес места проживания_________
________________________________________
Телефон______________________
Заявление
Я, ______________________________________________________________________________
прошу предоставить мне услуги «Школы родственного ухода» по обучению
и уходу за _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________,
утратившим способность к самообслуживанию и передвижению в связи с преклонным возрастом (или болезнью) (нужное подчеркнуть)
«__»___________20__г. _______________(подпись заявителя)
Согласен (на) на обработку и использование моих персональных данных.
______________ ________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.) (дата)
Принял
«__»__________20__г. Специалист ____________ _________
(фамилия, инициалы) (подпись)
Приложение 2
Анкета
для лиц, осуществляющих уход за тяжелобольными гражданами.
- Возраст _________________
- Пол_____________________
- Кем вам приходится лицо, требующее ухода_____________________
- Приходилось ли вам раньше ухаживать за тяжелобольным человеком
___________________________________________________________
- Какие навыки ухода за лицом, требующим ухода вы бы хотели получить:
□санитарно-гигиенические (смена постельного и нательного белья, умывание, подмывание, подача судна и мочеприемника)
□измерение жизненных показателей здоровья (профилактика пролежней, измерение артериального давления, подсчет пульса и частоты дыхательных движений, измерение температуры тела)
□ профилактика осложнений
□принципы общего ухода
□организация питания (основные требования к пище)
□ методы дезинфекции
□ навыки медицинских манипуляций
□ использование технических средств реабилитации
□ методы предотвращения или коррекции всевозможных дезадаптивных состояний, возникающих у родственников тяжелобольных
- Каким резервом свободного времени вы обладаете для осуществления ухода за лицами, требующими ухода (в день).
□резерва свободного времени нет
□резерв 10-30 минут
□резерв 1-2 часа
□резерв более 2 часов
- Каким резервом свободного времени вы обладаете для занятий в школе ухода
□30 мин
□1 час
□2 часа
□3 часа
- Какой промежуток для занятий в школе ухода вам удобен:
□ первая половина дня с 10 до 12 часов
□вторая половина дня с 15 до 17 часов